Главное меню:
Сельское поселение Ишня расположено в настоящее время на территориях, которые в XIX веке входили в Шулецкую, Саввинскую и Зверинцевскую волости Ростовского уезда.
Все приозерные села, стоящие близ берега озера Неро или немного отступив от него, объединяет традиционность занятий их жителей. Рыбная ловля, огородничество, а крестьяне некоторых селений Шулецкой волости занимались и садоводством, разводя яблони, смородину, малину, крыжовник.
Также жители Ростовского уезда повсеместно занимались возделыванием льна.
На территории сельского поселения находится большое количество памятников археологии, так, например, около села Пужбол находится группа курганов мерянских времен, частично раскрытая археологом Савельевым в 1850 году. Наиболее ценные находки были переданы в Оружейную палату Московского Кремля.
Исторически, многие села были дачами ростовских князей. По их фамилиям и названы некоторые поселения.
Князья Пужбольские, по фамилии которых и названо село, – один из наиболее древних ростовских родов, ведущих начало от мерян. Существует даже легенда, что княжна Антонина Пужбольская, переодетая в мужскую одежду и облаченная в доспехи война сражалась в 1380 году в войсках Дмитрия Донского на Куликовом поле. Первым князем села был мерянин Вадим Пужбол Бесстрашный.
В селе Пужбол на холме стоит церковь Дмитрия Солунского, построенная в 1806 году помещиками Щаховскими. Четкий ритм пилястр, чередующихся с высокими арочными окнами, способствует созданию довольно цельного архитектурного образа.
Село Демьяны расположено около реки Ишни. В 1804 году в селе была построена церковь Воскресения Христова и Святого Димитрия Ростовского.
По летописи в древности на месте села жил Ростовский князь Ратобор-Грива, женатый на дочери Новгородского князя Избора, а позднее стоял терем сподвижника великого князя Святослава Игоревича, богатыря Демьяна-Куденича (отсюда будто бы, и название села).
В Демьянах на рубеже XVII – XVIII веков была летняя резиденция ростовского митрополита Димитрия, одного из немногих религиозных деятелей, активно помогающих Петру I в преобразования России. В середине XVIII века при императрице Елизавете Петровне за заслуги митрополита перед ее отцом Дмитрий Ростовский был причислен к лику святых.
Село Савинское, помещичье село, на реке Устье. По свидетельству Хлебниковского летописца, в древности на месте села Савинское стоял терем княжны Милославы; здесь же, под видом простого латника, жил князь Олег, когда приходил в Ростов для низложения Ростовского наместника Свенельда.
Затем в XIII веке на этом месте жил князь Роман Михайлович Черниговский. В XV веке на этом же месте жил один из потомков князя Романа Черниговского - князь Иван Оболенский-Смола, который впоследствии стал Ростовским архиепископом под именем Иоасафа 1-го. Сын его, Савва Иванович, по имени которого село и получило свое название, по смерти супруги принял монашество и известен в Ростовской епархии под именем Ростовского епископа Иосифа II-го. В 1822 году в селе была построена пятиглавая церковь с колокольней Рождества Пресвятой Богородицы и святого Николая.
Село Малая Шугорь. Мерянское название указывает на древность данного поселения, и действительно, около Малой Шугори имеются остатки больших курганов – «панов», как их называли в XIX веке.
В 1832 году в центре села была построена Георгиевская церковь. Сложная объемно-пространственная композиция памятника свидетельствует об удивительной живучести барочных влияний в архитектуре русской провинции. Центральная часть храма – традиционный восьмерик на высоком четверике. К главному объему примыкают четыре стройные башни, завершенные также восьмериками.
Небольшие главки на тонких глухих барабанах завершают пятиглавую группу венчания храма. На трех фасадах церкви четырехколонные портики дорического ордера. Стройные, стоящие на высоких постаментах колонны слегка раздвинуты в центральной части, открывая ведущие в храм с севера и с юга торжественные порталы.
Восточный портик, заменивший традиционную апсиду, не только усилил центричность композиции, но и придав ему определенную светскость. Руст и филенки боковых башен, полуциркульные окна и люкарны восьмериков придают храму живописную выразительность.
Иконостас в виде торжественного портика повторяет приемы построения масс наружного облика храма, что подчеркивает его архитектурную цельность.
Единственная улица села сохранила в большей части застройку начала XIX века, а на домах, построенных после пожара 1926 года, навешаны старые наличники и сделаны традиционные для села чердачки-светелки в виде теремков.
Большинство архитектурных памятников находятся в селах, о происхождении которых сложены легенды. Свидетелями древних времен служат многочисленные памятники археологии. Села строились, как правило, около рек на холмистых местах.
Они имели своеобразную планировочную структуру в виде веретена. В центре, где сельская улица расширялась, образуя гульбище, выкапывались пруды, служившие хозяйственным целям, ведь главным занятием местных жителей было огородничество.
Доминантой сельской застройки была церковь, стоящая на самом высоком месте естественного происхождения или насыпном. Построены церкви в большинстве своем в XVIII-XIX веках неизвестными мастерами.
Однако их своеобразие, связь с культурным наследием прошлого и малоизученность не могут не привлечь внимание. Неотъемлемой частью культурного наследия являются и произведения народных умельцев, создавших редкое по красоте резное убранство сельских домов.